Электронное декларирование (регистрация ЭЦП)

2 ноября 2016

Приветствуем Вас, Предприниматели!

Настало время рассказать о такой вещи как электронное декларирование, которое приносит пользу и предпринимателю, и государственным органам. Подключив его, Вы сэкономите кучу времени и порадуете своих инспекторов, ибо бумажные документы они очень не любят.

Надежность электронного декларирования строится на таком понятии как электронно-цифровая подпись (далее – ЭЦП). Можно сказать, что это электронный аналог вашей печати. С помощью нее государственные органы удостоверяются, что это Вы подали отчет за свою компанию и сделали это со всей ответственностью.

На момент написания статьи существует несколько видов ЭЦП, используемых различными государственными органами. Мы решили составить инструкцию по подключению электронного декларирования для ИП и юридических лиц. Начнем, пожалуй, с самого главного для нас, как бухгалтеров, органа – налоговой.

Получить, а точнее приобрести, ЭЦП можно в Удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (сайт pki.by). В Минске организация расположена по адресу пр-т Машерова, 7. Телефон для справки – (017) 269 19 19.

Юридическому лицу для подключения электронного декларирования нужно иметь с собой следующие документы:

  • Паспорт директора;
  • Заполненный перечень сведений об абоненте в двух экземплярах;
  • Подтверждение оплаты – платежное поручение или чек при оплате через кассу банка (счет-фактура на сайте удостоверяющего центра);
  • Копия приказа на директора;
  • Копия свидетельства о регистрации.

Для индивидуального предпринимателя пакет документов для подключения электронного декларирования следующий:

  • Паспорт индивидуального предпринимателя;
  • Заполненный перечень сведений об абоненте в двух экземплярах;
  • Подтверждение оплаты – платежное поручение или чек при оплате через кассу банка (счет-фактура на сайте удостоверяющего центра);
  • Копия свидетельства о регистрации.

Пакет документов может измениться, поэтому рекомендуем уточнить информацию на сайте или позвонить по телефону для справок.

Если пакет документов был подготовлен правильно, то ЭЦП Вы получите сразу же в день обращения. Предварительная запись не требуется.

Стоимость подключения зависит от срока действия ЭЦП, но мы рекомендуем заключать договор на два года.

При истечении срока действия ключа Вы сможете продлить сертификат электронного декларирования. Процедура ничем не отличается от регистрации ЭЦП.

ЭЦП можно использовать не только для подачи деклараций в налоговую, но и для подачи отчетов в Национальный статистический комитет Республики Беларусь и Белгосстрах.

эцп фсзн

Следующий вид ЭЦП – это ЭЦП для ФСЗН, позволяющая подавать отчеты в электронном виде в Фонд социальной защиты населения. Регистрация ЭЦП для ФСЗН еще проще и почти не требует финансовых затрат. Сертификат выдается фондом, в котором Вы стоите на учете. Для получения сертификата необходимо сгенерировать запрос на сертификат:

  • Вставить пустую флешку в компьютер. На ней в дальнейшем будет храниться сертификат (переписать его нельзя, поэтому рекомендуем купить отдельную флешку);
  • Установить программу ЭЦП ПСКЗИ АСУ ПУ;
  • Запустить установленную программу и выбрать пункт «Подготовка запроса на сертификат»;
  • Перед Вами появится окно мастера создания запроса, в котором уже выделен шаблон для создания сертификата. Нужно нажать на кнопку «Далее». Необязательным полем для заполнения является «Область»;
  • Перед вами появляется окно криптопровайдера. В блоке «Контейнер» необходимо выбрать путь к флешке;
  • Вводим пароль состоящий из 8 цифр или букв минимум. Пароль нигде не сохраняется и восстановить его можно только путем перевыпуска сертификата, поэтому для удобства рекомендуем вводить 12345678;
  • В окне сбора случайных данных необходимо поводить мышкой по экрану;
  • Появится окно «Печать карточки открытого ключа». Жмем далее;
  • Откроется окно с карточкой открытого ключа. Нажимаем на печать и печатаем 2 экземпляра. После распечатки данное окно закрываем;
  • Нажимаем далее и завершить;
  • Заполняем карточки: владелец открытого ключа, дата и подпись;
  • Достаем флешку из компьютера.

После генерации запроса на сертификат ЭЦП нужно заполнить заявление на получение ЭЦП в ФСЗН.

В итоге должно быть следующее:

  • Флешка с запросом на сертификат;
  • Две карточки открытого ключа (в распечатанном виде);
  • Заявление на выдачу ЭЦП (в распечатанном виде);
  • Приказ о назначении ответственного за подписание документов посредством ЭЦП (данный приказ обычно не нужен, но некоторые инспектора его требуют).

При обращении в фонд нужно иметь при себе паспорт и приказ на вступление в должность директора (либо доверенность).

Если запрос был подготовлен правильно, то ЭЦП для ФСЗН будет выдана сразу же.
Надеемся, мы смогли прояснить ситуацию с электронным декларированием и получением ключа ЭЦП для налоговой и ФСЗН в Беларуси. Как видите – все просто!

Если наша компания будет оказывать Вам услуги по ведению бухгалтерского учета, то Вам не придется самостоятельно разбираться с регистрацией ЭЦП и подачей отчетности в различные органы — мы возьмем эту работу на себя.

Удачи и до новый встреч!